МАОУ гимназия №26
г. Томск ул. Беринга, 4
Агрессивный подросток
Педагог-психолог
17.04.2020

Агрессивный подросток

17.04.2020

В настоящее время одной из острых проблем, с которыми сталкиваются не только педагоги, но и родители подростков, является поведение подростков. А конкретно – агрессивное поведение. Но агрессивность сама по себе не возникает, этому есть причины и способствуют многие факторы.

Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций.

В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств.

Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова. 
Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением "показать свою независимость", а поступая наперекор родительскому слову и делая все "на зло", подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей. 
Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны. 

Агрессивное поведение в подростковом возрасте – достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена: на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников); 

на близких людей;                                       

на животных; на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);

на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества); 

на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания). 

 

Для чего нам нужна агрессия?

Агрессия у человека выступает в роли функций:

1 Защита – способ сказать «нет», отстоять свои границы

2. Продвижение – возможность получить, то что нужно

Разделение – способ отделиться от родителей, оставить устаревшее

4. Жизненная энергия.

 

Агрессия как реакция:

1.Реакция на собственные ожидания (ожидали одно, планировали одно, а получилось другое)

2. Реакция на внезапные изменения.

3. Реакция на вторжение – громкий звук, резкий запах, нарушение пространства.

4. Последствия других сильных чувств.

5. Реакция на несправедливость.

 

Агрессия травмирует, если:

  1. Ребенок не получает извинений и разъяснений
  2. Она унижает человека и угрожает его достоинству.
  3. Агрессирующий, пользуясь доверием, тем самым попадая в самые больные места, по сути, специально причиняет боль.

 

Невозможно, чтобы ребенок не злился. Важно научить его формам проявления агрессии. Но совсем ее не проявлять – это риск проявления аутоагрессии.

Прежде чем, говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, узнать какие способы есть у самих родителей. Как они выражают свою злость?  Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные). 

Контроль над  собственными негативными   эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.

  1. Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
  2. говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык  “Я-сообщений”;
  3. “активно слушать” его внутренний мир;
  4. не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;
  5. Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
  6. Обладать навыками саморегуляции.

 

Памятка со способами выражения (выплескивания) злости:  

  1. Громко спеть любимую песню
  2. Пометать дротики в мишень
  3. Попрыгать на одной ноге
  4. Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции
  5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
  6. Пускать мыльные пузыри
  7. Устроить бой с боксерской грушей или подушкой
  8. Пробежать
  9. Полить цветы
  10. Быстрыми движениями руки стереть с доски
  11. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно
  12. Погоняться за кошкой (собакой).
  13. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
  14. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)
  15. Постирать белье
  16. Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями
  17. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»
  18. Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить
  19. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его
  20. Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
  21. Помыть посуду
  22. Принять прохладный душ
  23. Послушать музыку

Педагог-психолог: Митрохина С.С.

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: