В настоящее время одной из острых проблем, с которыми сталкиваются не только педагоги, но и родители подростков, является поведение подростков. А конкретно – агрессивное поведение. Но агрессивность сама по себе не возникает, этому есть причины и способствуют многие факторы.
Агрессивный подросток
Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций.
В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств.
Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова.
Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением "показать свою независимость", а поступая наперекор родительскому слову и делая все "на зло", подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей.
Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны.
Агрессивное поведение в подростковом возрасте – достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена: на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);
на близких людей;
на животных; на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).
Для чего нам нужна агрессия?
Агрессия у человека выступает в роли функций:
1 Защита – способ сказать «нет», отстоять свои границы
2. Продвижение – возможность получить, то что нужно
Разделение – способ отделиться от родителей, оставить устаревшее
4. Жизненная энергия.
Агрессия как реакция:
1.Реакция на собственные ожидания (ожидали одно, планировали одно, а получилось другое)
2. Реакция на внезапные изменения.
3. Реакция на вторжение – громкий звук, резкий запах, нарушение пространства.
4. Последствия других сильных чувств.
5. Реакция на несправедливость.
Агрессия травмирует, если:
- Ребенок не получает извинений и разъяснений
- Она унижает человека и угрожает его достоинству.
- Агрессирующий, пользуясь доверием, тем самым попадая в самые больные места, по сути, специально причиняет боль.
Невозможно, чтобы ребенок не злился. Важно научить его формам проявления агрессии. Но совсем ее не проявлять – это риск проявления аутоагрессии.
Прежде чем, говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, узнать какие способы есть у самих родителей. Как они выражают свою злость? Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные).
Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.
- Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.
- говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык “Я-сообщений”;
- “активно слушать” его внутренний мир;
- не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;
- Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.
- Обладать навыками саморегуляции.
Памятка со способами выражения (выплескивания) злости:
- Громко спеть любимую песню
- Пометать дротики в мишень
- Попрыгать на одной ноге
- Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции
- Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
- Пускать мыльные пузыри
- Устроить бой с боксерской грушей или подушкой
- Пробежать
- Полить цветы
- Быстрыми движениями руки стереть с доски
- Забить несколько гвоздей в мягкое бревно
- Погоняться за кошкой (собакой).
- Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
- Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)
- Постирать белье
- Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями
- Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»
- Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить
- Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его
- Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
- Помыть посуду
- Принять прохладный душ
- Послушать музыку
Педагог-психолог: Митрохина С.С.